На каких лодках можно плавать без регистрации и прав в ГИМС
Лодки, которые не требуют регистрации
Разница между моторной лодкой и лодкой — это подвесной мотор. Лодочный двигатель является частью конструкции. Критерии определения необходимости регистрации и получения прав на катера и суда одинаковы.
- Надувные резиновые лодки
- Лодки из поливинилхлорида (ПВХ)
- Моторные лодки с жестким корпусом
- Критерии, при соблюдении которых регистрация не нужна
- Вес и габариты
- Наличие/отсутствие мотора
- Мощность мотора
- Вместимость пассажиров
- Особенности учета веса и мощности
- Пример расчетов
- Правила регистрации МС
- Как зарегистрировать лодку?
- В каком случае могут отказать в регистрации?
- Как нанести номер на лодку?
- Как снять лодку с учета в ГИМС?
- Когда все же придется регистрировать лодку в ГИМС
- Основные понятия
Моторные лодки используются для путешествий, отдыха, грузовых перевозок, рыбалки и охоты. Они подразделяются на разные типы в зависимости от материалов, из которых они сделаны.
Надувные резиновые лодки
Изготовлен из многослойной хлопчатобумажной или синтетической ткани, покрытой с обеих сторон многослойной резиной в сочетании с неопреном. Они легкие, экономичные, ремонтопригодные и компактные. Одно- и двухместные модели с электродвигателем подходят для ловли рыбы в пресных и спокойных водах на небольших водоемах.
Надувные лодки
Но материал плохо переносит агрессивные среды, высокие и низкие температуры. Такая лодка быстро выйдет из строя, если вы будете плавать на ней по морю. В жаркую погоду увеличивается риск разрыва баллонов, если в них находится высокое давление. Храните такую лодку в теплых сухих условиях, периодически перемещайте ее и удаляйте влагу.
к содержанию ↑Лодки из поливинилхлорида (ПВХ)
Традиционные лодки постепенно заменяются. Многослойная армированная ПВХ ткань легкая и практичная. Он устойчив к суровым условиям окружающей среды, длительному воздействию влаги и экстремальных температур. Такую лодку в собранном виде можно долго хранить — она не гниет и не плесневеет.
Но такие лодки сложнее ремонтировать и значительно дороже резиновых аналогов.
Моторные лодки с жестким корпусом
Традиционный материал — дерево. Сегодня деревянные лодки — это не хлипкие рыбацкие лодки, а дорогие и удобные лодочки из ценных скатов.
Моторные лодки с жестким корпусом
Другие современные материалы для строительства лодок — это алюминиево-магниевый сплав и стекловолокно. Лодки из алюминия и пластика легкие, простые в обращении, ремонтопригодные и экономичные по сравнению с престижными деревянными моделями.
Крепкий корпус корабля требует установки мощного двигателя.
допускается плавание на лодках без регистрации и лицензии, если их вес не превышает 200 кг, а мощность двигателя составляет 8 кВт (10,88 лошадиных сил). Это вытекает из статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Регистрация лодок и других плавучих лодок не требуется, если они принадлежат другой лодке.
к содержанию ↑Критерии, при соблюдении которых регистрация не нужна
Оба условия, для которых лодка не требует лицензии и регистрации — масса и мощность двигателя — четко указаны в законодательстве и, похоже, не допускают двоякого толкования. На самом деле не все так очевидно. Может оказаться, что вам понадобятся права на надувную лодку с двигателем, масса и мощность которого ниже установленных пределов.
А бывает и так, что права на надувную лодку без двигателя абсолютно необходимы, и в случае их отсутствия плавучее судно может быть отбуксировано на выемку с привлечением его владельца к административной ответственности.
Дело не в том, что инспекция превысила свои полномочия, а в методике расчета массы корабля. Это заслуживает внимательного рассмотрения.
к содержанию ↑Вес и габариты
Логика и здравый смысл подсказывают, что для определения веса лодки достаточно проверить ее технические характеристики и в целях безопасности поставить ее на весы. При таком подходе часто оказывается, что лодки из ПВХ не нуждаются в лицензии и тем более не нужны права на надувные лодки. Но это упрощенный и неправильный взгляд.
Вес и габариты лодки
Руководство Государственной инспекции малых судов (ГИМС) своеобразно трактует вопрос о том, какие лодки можно плавать без регистрации и лицензии. Он настаивает на том, что массу готовой лодки следует рассчитывать без учета фактически установленного на ней подвесного мотора (PLM), а с учетом более тяжелого PLM, разрешенного производителем лодки. За основу взят ГОСТ Р ИСО 8666-3: 2012 «Суда малые. Исходные данные».
Возникает парадоксальная ситуация, когда владелец уверен, что его лодке не нужны лицензия и регистрация, а инспектор убеждает его в необходимости его моторизованной лодки, останавливает лодку и выдает штраф. Бывает, что владелец лодки может не планировать установку двигателя, а будет грести веслами, но с точки зрения ГИМС двигатель один, и самый мощный.
Эта позиция GIMS спорна, но владелец лодки должен это учитывать, если не хочет ввязываться в споры с госорганами.
Судебная практика по этому поводу есть, и судовладельцам она не выгодна. При принятии решения судьи руководствуются тем же ГОСТ Р ИСО 8666-3: 2012.
Размер лодки менее важен для ее регистрации. Под это действие распространяются парусные лодки любой длины, если они оборудованы стояками, в противном случае длиннее 9 м, а также несамоходные лодки без моста длиной более 12 м. Лодки не достигают такого размера по определению.
к содержанию ↑Наличие/отсутствие мотора
С точки зрения GIMS, PLM присутствует всегда, даже если он виртуальный. Это даже не обсуждается.
Мощность мотора
Согласно регуляторам, лодка всегда оснащается самой мощной PLM, разрешенной судостроителем.
Вместимость пассажиров
Если количество мест по паспорту не более 12, такую лодку регистрировать не нужно. Рисунок взят из определения маленькой лодки. Трудно представить себе легкий корабль с маломощным двигателем такой мощности. Поэтому этот параметр совсем не критичный.
Вместимость для пассажиров в лодке
Регистрация лодки и сопровождение свидетельства владельца — это процедуры, которых большинство владельцев небольших плавучих лодок хотят избежать. Некоторые владельцы выбирают трюк и импровизированно адаптируют малолитражные двигатели для увеличения их мощности. Производители многих моделей двигателей предоставляют мастерам такую возможность.
В этом случае катер формально не нуждается в лицензии и постановке на учет в госинспекции, хотя разогнанный двигатель становится мощнее на 8 кВт.
Цена за это — снижение ее прочности и безопасности движения лодки по воде. На лодках можно плавать без регистрации и прав на законных основаниях, не прибегая к рискованным уловкам.
к содержанию ↑Особенности учета веса и мощности
То, как сотрудники ГИМС (Государственная инспекция малых судов) подсчитывали вес лодки и мощность двигателя, всегда возникали трудности, и не в пользу рыбаков. Например, многие инспекторы учитывали максимальный вес, указанный в паспорте лодки, а также максимально допустимую мощность двигателя для этой модели лодки.
Стоит отметить, что еще есть такие серьезные водные инспекторы. Что это значит для рыбаков? Например, ваша лодка весит 180 кг, а в техпаспорте ее максимальная грузоподъемность — 220. По мнению особо щепетильных граждан, лодка должна быть зарегистрирована, иначе штраф. Аналогичная ситуация и с мощностью двигателя.
Но, благодаря письму 2019 года, составленному начальником управления безопасности граждан на акваториях Д.В. Тарасовым, ситуация прояснилась в пользу рыбаков. Теперь необходимо рассчитать общий вес гидроцикла с реально установленным двигателем, характеристики паспорта не влияют на оценку. Радуйтесь, рыбаки! Но имейте в виду, что некоторые сотрудники могут оценивать по-старому. Вы можете отстоять свое право в суде.
Кстати, после взвешивания выдается заключение с указанием:
- Вес лодки в комплекте с двигателем, который на ней установлен в данный момент.
- Модель и марка установленного двигателя.
- Информация о необходимости государственной регистрации судна.
Пример расчетов
Ваша моторная лодка мощностью менее 10,88 л.с весит 170 кг. У вас есть еще 30 кг для снаряжения лодки, но не более 200 кг. В этом случае нет необходимости регистрировать судно или получать права на управление им. Если, согласно свидетельству о регистрации, вы можете установить двигатель мощностью 15 л.с на вашу модель лодки и ВЫ СДЕЛАЕТЕ ЭТО СДЕЛАТЬ, то вы должны зарегистрироваться и получить водительские права.
Если ваша лодка весит 205 кг, вам также необходимо будет ее зарегистрировать, даже если установлен двигатель малой мощности.
Принцип понятен, но как он будет в вашем случае, точно сказать невозможно. Все зависит от сотрудников ГИМС.
к содержанию ↑Правила регистрации МС
По мнению экспертов, последний законодательный акт «немного ослабил гайки», и с момента его принятия список государств-членов, не подлежащих регистрации, был значительно расширен.
Необязательно регистрировать:
- любая безмоторная плавучая лодка массой до 200 кг (включительно);
- моторные изделия массой до 200 кг с мощностью двигателя до 8 кВт, например, до 10,88 л.с. (включительно).
Внимание! Вес лодки и мощность двигателя определяются по документам (паспорту) лодки.
Материал, из которого сделана лодка, значения не имеет. Главное — соблюдать требования по весу. Это означает, что следующие государства-члены до 200 кг не подлежат регистрации:
- надувные кормовые лодки;
- надувной типа «Турист»;
- пластик;
- металл;
- деревянный;
- складной композит;
- лодки с электродвигателями указанной мощности;
- различные байдарки;
- гребные и парусные катамараны.
Совет. Если вашу лодку или катер регистрировать не нужно, стоит сделать ксерокопию документов на судно и двигатель, а также ксерокопию паспорта для рыбалки. Если судно зарегистрировано, вы должны принести с собой судовой билет или его заверенную копию.
Все остальные МС, весящие более 200 кг или оснащенные двигателем мощностью более 8 кВт, должны быть зарегистрированы в службе GIMS. Владелец лодки должен регулярно осматривать лодку и платить применимые налоги. Нарушение правил влечет за собой штраф.
к содержанию ↑Как зарегистрировать лодку?
Порядок регистрации для физических лиц:
- Сбор документов: подтверждающие право собственности на лодку и двигатель, паспорт владельца, свидетельство о регистрации лодки и двигателя, квитанция об уплате госпошлины (1600 р + 200 р за оформление судового билета).
- Напишите заявление о том, что судно необходимо занести в малый регистр.
- Доставьте лодку в ГИМС или пригласите инспектора для осмотра судна на месте.
- В случае успеха получите судовой билет, номер лодки и с открытой улыбкой и чистой совестью сделайте большой улов.
Юридическим лицам необходимо:
- Отправить отрывок из ЮГРЛ; свидетельство о существовании плавучего судна, внесенное в финансовую отчетность компании; приказ начальника (копия) о назначении ответственного за использование лодки; квитанция об уплате государственной пошлины.
- Пройдите осмотр лодки на месте или в госинспекции.
- Получите билет на корабль и номер лодки и одинаково счастливо отправляйтесь покорять далекие водные пути.
На видео показано, как ввести номер на лодке:
Номер лодки ПВХ — пошаговая инструкция
к содержанию ↑В каком случае могут отказать в регистрации?
- Внимательные сотрудники GIMS обнаружили, что маркировка лодки, нанесенная производителем, была уничтожена или изменена.
- Предоставленные документы считаются утерянными или украденными.
- Вы не явились вовремя в госинспекцию.
Теперь у вас есть четкое представление о том, какие лодки необходимо зарегистрировать и как это сделать.
Делитесь впечатлениями в комментариях и не забудьте посетить наш магазин, в котором есть много интересного и полезного только для рыбаков и любителей воды!
к содержанию ↑Как нанести номер на лодку?
Как снять лодку с учета в ГИМС?
Когда все же придется регистрировать лодку в ГИМС
Если один или оба параметра (вес лодки и мощность двигателя) превышают установленные нормы, регистрация лодки неизбежна. Многих судовладельцев не устраивают жесткие требования государственной инспекции к весу судна, но до 2016 года ситуация с регистрацией была еще более сложной.
Регистрация требовалась для всех моторных лодок грузоподъемностью более 220 кг. Сдача экзаменов на водительское удостоверение, длинные очереди в госинспекции, наклеивание номерных знаков на резиновую или ПВХ-доску, прохождение технических осмотров — многие рыбаки и охотники помнят, как это было. Текущая ситуация — это шаг к преодолению бюрократических препон.
к содержанию ↑Основные понятия
Что означает регистрация небольшой лодки? Прежде чем непосредственно разбираться в процессе документирования и во всех аспектах, которые его касаются, необходимо понять кое-что еще. Что является предметом регистрации напрямую?
Согласно Федеральному закону от 25.07.2012 г. 36, к малым плавучим сооружениям относятся суда длиной до 200 метров, вместимостью менее 12 человек. Также важным показателем является мощность двигателя лодки, которая не должна превышать 8 кВт (или 10,88 лошадиных сил).
Поэтому гребные лодки, катамараны, надувные лодки и тому подобное не подлежат обязательной регистрации. Ниже приведен список транспортных средств, которым это необходимо:
- лодки;
- гидроцикл;
- яхта;
- моторные лодки;
- моторные катамараны.
Суда данного типа не могут находиться на водной территории Российской Федерации без специального списка документов.
[spoiler title=»Источники»]
- https://lykistreli.ru/na-kakih-lodkah-mozhno-plavat-bez-registratsii-i-prav.html
- https://www.ohotniki.ru/transport/boatengines/article/2018/05/31/651404-malomernyie-suda-vserossiyskiy-obman-bolshinstvo-lodok-s-motorom-registrirovat-nuzhno.html
- https://ufa-lodki.ru/articles/kakie-lodki-nado-registrirovat/
- https://PilotProf.ru/rybalka-drugoe/pravila-registracii-malomernyh-sudov-v-2018-godu.html
[/spoiler]